Энергоаудит и энергосбережение

В рамках реализации закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» компания ООО ПВФ «Центр энергосберегающих технологий» предлагает свои услуги в области энергоаудита промышленных предприятий, объектов ЖКХ, вновь вводимых в эксплуатацию многоквартирных домов:

  • проведение энергетических обследований, разработка энергетических паспортов
  • разработка программ энергосбережения муниципальных образований, промышленных предприятий и организаций всех форм собственности
  • разработка и внедрение энергосберегающих мероприятий на основе энергосервисных договоров

Цели энергетического обследования

Энергетическое обследование — это технико-экономическое обследование систем энергогенерирования, энергораспределения и энергопотребления предприятия с целью определения возможностей экономии затрат на потребляемые топливно-энергетические ресурсы (ТЭР), разработка технических, организационных и экономических мероприятий, помогающих предприятию снизить затраты энергоресурсов, денежных средств и, как следствие, себестоимость производимой и (или) реализуемой продукции. Энергоаудит позволяет выявить источники экономически нерациональных затрат энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа, воды и др.) и неоправданных потерь энергии. Снижением потерь энергоресурсов до экономически обоснованных величин достигается существенное снижение энергетической составляющей в структуре себестоимости готовой продукции и, как следствие, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на рынке. Энергетическая составляющая имеет самый высокий потенциал снижения, чего нельзя сказать о других расходных статьях предприятий и организаций различных видов собственности.

Важной составляющей энергообследования для предприятий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, является возможность использования результатов обследований для обоснования и защиты тарифов, повышения уровня их прозрачности и объективности.

Цели энергоаудита:

  • Получение объективных данных об объеме потребляемых топливно-энергетических ресурсов
  • Определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности
  • Оценка эффективности использования топливно-энергетических ресурсов
  • Разработка эффективных мер для снижения материальных затрат предприятия
  • Разработка мероприятий по энергосбережению, проведение их стоимостной оценки
  • Разработка программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности
  • Разработка энергетического паспорта потребителя топливно-энергетических ресурсов

Проведение энергетического обследования позволяет выявить пути снижения как затрат на энергетические ресурсы в стоимостном выражении, так и непосредственно самих энергоресурсов в физических единицах измерения, выработать и подготовить к практической реализации перечень мероприятий по сбережению энергоресурсов и повышению энергетической эффективности. Энергообследование позволяет подготовить комплексный, обоснованный план энергосбережения на среднесрочную перспективу.

В структуре инвестиций в энергосбережение долгосрочные и высокозатратные мероприятия, как правило, занимают не более 20% общего объёма. Основную часть составляют энергосберегающие мероприятия, предполагающие кратко- и среднесрочные (1–2,5 года) вложения.

Задачи энергетического обследования (энергоаудита):

  • Снижение расхода ТЭР на собственные нужды за счет внедрения энергосберегающих технологий и оборудования
  • Определение показателей энергоэффективности (потенциала энергосбережения)
  • Снижение потерь при распределении и потреблении ТЭР
  • Создание новых или модернизация существующих систем учета ТЭР и т.д.

Процедура проведения энергоаудита регламентирована действующими нормативно-правовыми актами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий и сооружений. Требования к проведению энергетического аудита установлены Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». По нормам действующего законодательства, энергетическое обследование может быть обязательным и добровольным.

Проведение энергоаудита является обязательным, в соответствии со статьёй 16 № 261-ФЗ, для следующих лиц:

  1. органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
  2. организации с участием государства или муниципального образования;
  3. организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
  4. организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
  5. организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
  6. организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Добровольное энергетическое обследование имеет основной целью разработку и внедрение мероприятий, направленных на оптимизацию использования (потребления) топливно-энергетических ресурсов, а также разработку программ энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Энергетическое обследование (энергоаудит) позволяет:

Руководителю:

  • видеть реальную картину распределения энергоресурсов внутри компании как в физическом, так и в стоимостном выражении;
  • получить объективный и обоснованный план действий по ликвидации «узких мест»;
  • осуществлять контроль исполнения мероприятий по минимизации сверхнормативных потерь и нецелевого расходования средств;
  • получить дополнительные статьи стабильного высокого дохода;
  • снизить энергетическую составляющую в себестоимости конечной продукции;
  • создать эффективное, безаварийное и современное энергохозяйство компании в соответствии с действующими нормами, правилами и стандартами;
  • выполнить требования законодательства.

Финансово-экономическому блоку:

  • реально оценить эффективность использования энергоресурсов;
  • выявить возможные факты недопоставок энергетических ресурсов, а также объём и величину поставок, превышающих установленные лимиты;
  • произвести оценку реальной энергетической составляющей в себестоимости продукции;
  • рассчитать и обосновать технологическую составляющую тарифа на производство, отпуск и потребление тепловой и электрической энергии, других энергоресурсов;
  • провести анализ и оптимизацию договорных отношений с поставщиками и потребителями энергоресурсов.

Инженерно-техническим службам:

  • определить фактическое состояние энергохозяйства и технических систем в цифрах с разработкой плана модернизации на инвестиционной основе;
  • привести обязательный документооборот энергохозяйства в соответствие действующим нормам, правилам, стандартам;
  • принять участие в разработке планов оптимизации систем энергоснабжения;
  • определить фактическое состояние системы учёта энергоресурсов с разработкой плана по её модернизации;
  • провести анализ действующих схем снабжения энергоресурсами с разработкой мероприятий по их развитию и модернизации;
  • осуществлять эксплуатацию современного, эффективного и надёжного энергетического оборудования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 318 утверждены Правила осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Указанными Правилами отдельным пунктом предусматривается проверка соблюдения требований в отношении проведения энергетического обследования (энергоаудита) в установленные сроки лицами, для которых проведение энергетического обследования (энергоаудита) в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности является обязательным.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 19 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований», обработка и хранение данных энергетического паспорта осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации.